Воспитание ребенка-левши
В последнее время педагоги и психологи отмечают, что детей-левшей становится всё больше и больше. При этом левшой (явным или скрытым) ребёнок может быть не только по руке, но и по ноге, уху, глазу. Левшество не зависит от желания или нежелания ребёнка, его упрямства.
Оно возникает от особой организации деятельности головного мозга – доминирования правого полушария.
Почему же возникает левшество?Существует множество теорий, но среди научно подтверждённых факторов леворукости можно выделить три:
- Генетический фактор. Правополушарность заложена в ДНК, и уже в момент зачатия будущий ребенок – левша.
- Травматический фактор. Компенсация последствий левополушарных родовых травм приводит к активному развитию правой стороны.
- Фактор среды. Здесь могут быть подражание, вынужденность, переученность, травмы правой руки.
Учитывая более выраженное и активное правое полушарие, такие дети имеют следующие особенности:
- Неординарная фантазия, отлично развитое образное мышление, четко выраженные пристрастия, артистические способности.
- На уроках математики и алгебры в старших классах им тяжело, потому что цифры и счет могут вызвать затруднения. Зато геометрия дается очень хорошо, потому что там необходимо представлять объемные фигуры.
- Левши быстро могут понять суть предмета и четко представить себе общую картину, но все этапы деятельности, например, чтение по слогам, даются им тяжелее, чем правшам.
- Имеются некоторые сложности в определении «лево», «право», иногда «выше», «ниже».
- Могут наблюдаться искажения и задержки в развитии речи (устной и письменной), чтения, счета, конструктивных процессов, эмоций.
- Левша может прочитать или написать букву или цифру в любом направлении (горизонтально, вертикально или зеркально).
- Буквы или рисунки могут наползать друг на друга, хотя есть достаточное количество места вокруг.
- Ребенок может добавлять или убавлять элементы букв и цифр.
- Может наблюдаться медленный темп чтения и письма, неустойчивый почерк.
- Сложности в определении времени по циферблату.
- Левшам лучше не поручать задания, которые требуют постоянной сосредоточенности, самоконтроля и монотонности.
- Даже самые незначительные сложности могут вызвать бурную эмоциональную реакцию, слезливость, раздражение и гнев. Эти дети очень ранимы и впечатлительны.
Почему нельзя переучивать?
- происходит вмешательство в механизмы работы мозга. Ведь ребенок таким родился. Переучив его, особенность работы мозга не изменится;
- переучивание может затормозить нормальное развитие ребенка;
- у детей, переученных из левши в правшу, могут возникать невротические симптомы (бессонница, головные боли,нарушение аппетита, раздражительность,вялость, заикание, энурез, нарушения сна и т.д.);
- обучение дается переученным левшам гораздо сложнее.
Рекомендации родителям:
- Ни в коем случае не говорите ребёнку, что быть левшой плохо, что ему не повезло. Установка должна быть только на успех: «У тебя всё получится! Я верю в тебя!»
- Вследствие своей повышенной эмоциональности дети–левши очень быстро переутомляются. Поэтому в процессе их обучения важно соблюдать распорядок дня; включить обязательный сон или отдых после уроков; делать небольшие перерывы каждые 30 минут при выполнении домашних заданий с переключением на другой вид деятельности.
- Необходимо помнить о медлительности в обучении левшей чтению и письму. Не стоит выбирать группы и классы с интенсивной программой.
- Поддерживать ребенка на каждом этапе обучения. Уроки в школе лучше проверять вместе и сразу исправлять ошибки, не ругаться на него.
- Для таких детей полезны занятия теми видами спорта, в которых одинаково задействованы оба полушария головного мозга: плавание, лыжи, футбол, баскетбол. На левшей хорошо влияет лепка, игра на музыкальном инструменте, вязание на спицах, плетение из ниток (макраме), езда на велосипеде.
- Научите ребёнка-левшу правильно сидеть за рабочим столом, правильно держать ручку, располагать тетрадь. Помните, что для левши свет при работе должен падать справа.
- При обучении письму используйте «Прописи для леворуких детей», ручки для леворуких детей.
- При обучении чтению складывайте буквы из элементов, пишите буквы, лепите их из пластилина, солёного теста.
- Перед началом обучения письму взрослым следует сразу договориться с ребёнком о том, что писать он будет той рукой, которой это удобно. Нельзя менять руки, а при усталости важно прерываться на гимнастику для пальчиков.
- В школе попросите учительницу посадить малыша слева за партой – так ему не будет мешать правая рука соседа.
- Во время подготовки ребёнка к школе для облегчения запоминания материала используйте наглядные пособия, так как левша мыслит образно. При обучении такие дети больше ориентированы на зрительные и осязательные ощущения, а не на речь. Поэтому им нужна опора на рисунок или схему.
- В связи с тем, что внимание у таких детей часто бывает рассеянное, при чтении левши могут терять строчку в тексте. Поэтому во время чтения предложите ребенку воспользоваться закладкой, линейкой или даже листком бумаги. Это поможет не теряться и не перескакивать через строку и улучшит технику чтения.
Статья подготовлена клиническим психологом «Медассист Kids» Петуховой Ириной Михайловной.
Записаться на прием к психологу можно по телефону +7 (4712) 46-03-03.
Опубликовано 07 октября 2021.